«Морская ода» — одно из главных произведений великого португальского поэта Фернандо Пессоа (1888–1935), написанное от лица его гетеронима Алвару де Кампуша. За каждым именем, которым подписывался Пессоа
(Рикарду Рейш, Алберту Каэйру и многие другие), скрывался отдельный поэт со своей манерой и стилем. Алваро де Кампуш — авангардист, поэт века машин и прогресса, его мощный стих созвучен философии ХХ века и предвосхищает возникновение нового субъекта: он спорит с тем, что может существовать личность отдельная от остальных. Перевод «Морской оды» — первый перевод Пессоа, который выполнен при помощи современной поэтической техники. В книгу включен оригинальный текст «Морской оды», а также перевод «Триумфальной оды» — другого произведения Алвару де Кампуша, в котором звучат те же мотивы.
Уже в этот четверг (22.09) стартует book tour Жан-Поля Монгена — куратора детской философской серии «Платон и К°», которая выходит в рамках нашей совместной программы с Музеем Современного Искусства "Гараж".
«Платон и К°» — это серия иллюстрированных научно-популярных книг о философах «для читателей от 9 до 99 лет». Автор идеи — профессор Сорбонны Жан-Поль Монген, историк философии, привлек к написанию рассказов, в которых показана философия того или иного классика в действии, широкий круг профессиональных философов. Взаимодействуя с текстом, большой объем иллюстративного материала помогает разыгрывать перед читателем причудливые действия или сценки, объясняющие главные идеи представленного героя. Таким образом, классическое изложение философии здесь приобретает перформативный характер.
Москва:
22 сентября, 19:30
Лекция «Почему-мобиль — путешествие в страну философов» в Музее Современного Искусства Гараж
23 сентября в 14:00
Презентация серии в Московском доме книги на Новом Арбате
23 сентября в 18:00
Презентация серии во Французском институте в России
Казань:
24 сентября в 19:00
Лекция «Можно ли научить детей философствовать?» в Центре современной культуры «Смена»
Екатеринбург:
27 сентября в 19:00
Дискуссия «Можно ли научить детей философствовать?» в книжном магазине Пиотровский
Санкт-Петербург
28 сентября в 19:00
Презентация серии в книжном магазине "Подписные издания"
29 сентября в 18:30
Презентация серии в библиотеке им. М.Ю. Лермонтова
Москва, 23 сентября, встреча в МДК на Новом Арбате
Москва, 23 сентября, лекция во Французском институте
Казань, 24 сентября, центр современной культуры "Смена"
Екатеринбург, 27 сентября, книжный магазин "Пиотровский"
Санкт-Петербург, 28 сентября, книжный магазин "Подписные издания"
Санкт-Петербург, 29 сентября, библиотека им. М.Ю. Лермонтова
19 и 20 сентября в Москве пройдут лекции архитектора и писателя Шарона Ротбарда, автора книги "Белый город, черный город", которая выходит этой осенью в рамках нашей совместной серии с Музеем современного искусства "Гараж".
Лекция 1 "Белый город, черный город. Архитектура и война в Тель-Авиве/Яффо"
В 2004 году Тель-Авив был объявлен памятником всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве образца модернистской архтектуры и городского планирования. Сегодняшний Тель-Авив гордо белеет на фоне пустынного неба, и его архитектура, вдохновленная Баухаусом, почти ничем не выдает следов своего двойника-предшественника — арабского города Яффо.
Израильский архитектор Шарон Ротбард рассказывает о том, как за несколько десятилетий радикальной культурно-исторической ревизии возник миф о Тель-Авиве как «белом городе», возникшем на пустых дюнах, полностью игнорирующий реальную эволюцию города, связанную в первую очередь со «стиранием» Яффо. Тель-Авив стал воспринимать Яффо как собственный негатив — не сияющий «белый город», а ночной, преступный, «черный город». Миф о рождении Тель-Авива возникает на руинах языка, истории и архитектуры Яффо.
Лекция 2 "Мировая война в моем квартале. Взрывная урбанистика южного Тель-Авива".
Южный Тель-Авив сегодня — это центр сразу нескольких взрывоопасных конфликтов, как на локальном, так и на глобальном уровне, уникальный анклав, противостоящий и арабскому Яффо, и «белому» Тель-Авиву.
Архитектор Шарон Ротбард демонстрирует в большом «разрешении» жизнь собственного квартала «черного города», в котором сталкиваются старожилы, иммигранты, поселенцы, беженцы, хипстеры и капиталисты-девелоперы.
Все лекции пройдут в Образовательном центр МСИ "Гараж" по адресу: : Москва, Крымский вал, 9, стр. 4, м. Октябрьская.
Вход свободный, но необходима регистрация.
Регистрация на Лекцию 1 (19.09, Гараж, 20:00)
Регистрация на Лекцию 2 (20.09, Гараж, 20:30)
«Как жить вместе» — первый из трех лекционных курсов, прочитанных Роланом Бартом (1915–1980) в парижском Коллеж де Франс в конце 1970-х годов. В настоящем издании впервые переведены на русский язык посмертно опубликованные авторские конспекты лекций, где Барт, опираясь на данные разных наук (истории, философии, социологии, семиологии, психологии, психоанализа и т. д.), а также на произведения художественной литературы, исследует отношения людей, живущих вместе, возникающие в таких обстоятельствах модели поведения и осмысления мира. Важным, хотя и не единственным источником фактического материала служит история монашества в Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Азии.
Издание снабжено сопроводительными статьями, комментариями и указателями.
С 7 по 11 сентября принимаем участие в Московской международной книжной выставке-ярмарке на ВДНХ.
Первая возможность купить все новинки начала осени: биографии Витгенштейна и Дюшана, книгу Ролана Барта «Как жить вместе: романические симуляции некоторых пространств повседневности», две новые книги в серии «Платон и Ко»: «Влюбленный Сократ» и «Маленький театр Ханны Арендт», книгу Пола Мейсона «Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему», вышедшую в середине августа, а также новый сборник стихов Эдуарда Лимонова.
Москва. ВДНХ, павильон №75, стенд А31.
Время работы:
7 сентября — с 13:00 до 20:00 часов
8 — 10 сентября — с 10:00 до 20:00 часов
11 сентября — с 10:00 до 19:00 часов
Этим вечером на пиру собрались самые блестящие афинские ораторы. Среди них – поэт Аристофан, врач Эриксимах, художник Федр и, безусловно, Сократ, насмешник и философ. Гости стараются дать ответ на вечный вопрос: что такое любовь?
Сократ (470-399 до н.э.)
Алкивиад твердил Сократу, что ругань Ксантиппы непереносима; он ответил: "А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гусиный гогот?" – "Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу", – сказал Алкивиад. "А Ксантиппа рожает мне детей", – отвечал Сократ.
Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», III в.
Ханна Арендт (1906-1975) мыслит не узко, а глобально. В ее театре подняться на сцену – значит задуматься, а задуматься – значит совершить поступок. Тем более что единственная мечта бюрократов - построить бумажный мир…
Ханна с детства интересовалась книгами и любила слушать рассказы, и с годами ее увлечения превратились в потребность сочинять истории, быть в гуще событий и действовать. Когда девочке исполнилось шесть лет, ей на день рождения подарили кукольный театр и попросили разыграть для двоюродных братьев, пришедших ее поздравить, небольшую пьеску. Они вспоминали, что увидели целую драму со сложным сюжетом.
Элизабет Янг-Бруйль
«Ханна Арендт»,
1982
Книга: Маленький театр Ханны Арендт
Марсель Дюшан (1887–1968) — одна из ключевых фигур в искусстве ХХ века. Но до сих пор актуален вопрос, кто же он — гениальный художник или ловкий провокатор? Широкой публике Дюшан известен прежде всего как создатель
реди-мейдов, буквально взорвавших традиционные представления о природе и ценности произведений искусства. Подвергнув пересмотру эстетические нормы и концепцию авторства, Дюшан вывел искусство в четвертое измерение, расширив его горизонты в бесконечность.
Интересы Дюшана удивительно разносторонни: от живописи до оптики, от фотографии до издательской деятельности, от литературы до шахмат. Соединяя несоединимое, он создал для себя и женское альтер эго — Ррозу Селяви.
В сущности, главным произведением Дюшана стала сама его жизнь, и книга Каролин Кро позволит читателю хотя бы отчасти оценить стройность ее замысла и безупречность исполнения.
«Можно ли создать что-то лучшее, чем этот пропеллер?» Отрывок на Meduza
Каролин Кро — «Марсель Дюшан». Отрывок из главы 10 на radioroomy.com
Целомудрие и оргазм «Большого стекла» Марселя Дюшана. Отрывок на "Открытой России"
Людвиг Витгенштейн (1889-1951) — один из самых сложных и неоднозначных философов XX века. Ученик Готлоба Фреге и Бертрана Рассела, он стоял у истоков современной аналитической философии. Наследник одного из крупнейших состояний Европы, Витгенштейн следовал идеалам нестяжательства и жил практически в нищете. Один из самых выдающихся умов работал учителем начальных классов, лаборантом в больнице и садовником в монастыре. В течение всей жизни он изводил себя этическими и религиозными вопросами. В своих работах Витгенштейн — разрушитель иллюзий и ложных воззрений, сторонник кристальной ясности стиля и абсолютной честности мысли.
Во второй половине XX века Витгенштейн стал культовой фигурой. О нем писали романы, снимали художественные фильмы и даже сочиняли музыкальные произведения.
В своем исследовании Эдвард Кантерян не только проливает свет на трудноуловимую связь между жизнью философа, отразившей противоречия бурного ХХ века, и его трудами, но и доступно и аккуратно объясняет суть его философских идей от «Логико-философского трактата» (1921) до «Философских исследований» (1953), показывая не романтизированного героя, а Витгенштейна — человека, интеллектуала и философа.
В окопах Первой мировой: 1914 –1918. Отрывок на Syg.ma
Нет ничего скрытого: «Философские исследования». Отрывок из главы 8 на radioroomy.com
«Жизнь в глуши». Отрывок на "Афиша.Daily"
«Девочка с жёлтой мухой» — ещё более чудаковатый сборник стихотворений, чем все предыдущие, начиная с названия.
— Почему чудаковатый?
Я одинокий человек, несмотря на мою публичную политическую деятельность. Я, вероятно, самый одинокий человек в России. Когда ты одинок, ты непременно дичаешь и в результате говоришь и делаешь странные, эксцентричные вещи. Такими они предстают для не одичавших, уравновешенных жителей общества.
— Как я пишу стихи?
Я погружаю мою «удочку» как можно глубже, в самый глубокий слой, и выдёргиваю фразу или две.
А дальше, вокруг этой добычи из глубоких слоёв, наворачиваю разъяснения.
— Что есть «удочка»?
Это струя моего обострённого внимания, как «мышка» у компьютера, проникающая в глубокие мутные массы, где ещё нет слов, там в основном такой бульон лежит, тёмное озеро, но кое-какие словесные сгустки уже появились, плавают загадочные.
Вот оттуда выуживаю.
Слоёв же по меньшей мере три, и самый глубокий — самый серьёзный. Там одни тайны и загадки.
Оттуда вытаскивали Хлебников и Николай Гумилёв.
Э. Л.
3 сентября принимаем участие в книжном фестивале ВШЭ "Школьный двор".
Наши книги можно будет приобрести во внутреннем дворе Высшей школы экономики с 11 до 19:30.
А также приглашаем вас и ваших детей на урок философии по серии «Платон и Ко».
«Как выглядит философ? Где он живёт? Что для него важно? Стоит познакомиться с этим зверем поближе! На фестивале "Школьный двор" мы проведём Философский урок, на котором узнаем многое о философах из детской серии "Платон и Ко". А также попробуем сами пофилософствовать. В конце урока мы выберем самую популярную философскую идею (а нам будет, из чего выбрать!). Интересно, кто победит в этом соревновании умов?»
Начало Философского урока в 13:00. ауд. 124, вход со двора.
Вход свободный
Двор будет открыт для посещения с 11.00 до 19.30
Адрес: Москва, ул. Мясницкая, 20